В зависимости от вида перевозимого груза, выделяются следующие типы вагонов для ж/д перевозок грузов:
Крытые — предназначены для перевозки тарно-упаковочных и ценных грузов, а также для транспортировки зерна и иных сыпучих веществ, которым необходима защита от атмосферных осадков. Крытый кузов вагонов обычно предусматривает в своей конструкции люки и двери.
Платформы — на них успешно разместятся любые длинномерные и громоздкие грузы (прокат, лесо- и различные строительные материалы), контейнеры, автомобили, с/х техника и т. д. Характерные черты этого вида грузовых вагонов — наличие настила на полу и откидных бортов.
Полувагоны подойдут для транспортировки навалочных грузов (уголь, руда, лесоматериалы) контейнеров и различной техники. Для упрощения погрузочно-разгрузочных работ в открытом кузове предусмотрены как двери, так и разгрузочные люки.
Изотермические вагоны — оптимальный вариант для транспортировки скоропортящихся грузов (например, продукты питания).
Цистерны — пожалуй, единственный вид вагонов, предназначенный для перевозки жидких и газообразных веществ (нефтепродукты, кислоты, масла, сжиженные газы). Кузов заменяет специальная цилиндрическая емкость с отверстиями для налива и слива жидкости.
Специального назначения — само наименование этого типа вагонов говорит само за себя: вагоны обеспечивают особый режим перевозки. В эту группу входят вагоны-скотовозы, транспортеры под тяжеловесные и громоздкие грузы, автомобили и др., а также вагоны, обеспечивающие бесперебойное функционирование железной дороги .